Автор | Сообщение |
|
| Чур
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 11:33. Заголовок: Змей-Цмок, властитель вод
Лентяи вы все, вот что. Столько тем незаконченных... Запевка будет такая: Когда плели об архетипах змея в славянской традиции, то быстренько что-то как-то тронули, будто лист на бегу, и все. Но про Цмока - сказали. Когда про славянскую космогонию говорили - тоже без Цмока не обошлось. Сейчас начал складываться у меня более связный рассказ. Но прежде чем россказни записывать, хочу здесь все это обболтать. Змей-Цмок, хозяин вод. Это из многомерности нашего мира, он "тоже был", или "тоже есть". Происхождение? Нагов не предлагать! Или, по крайней мере, обосновывать. Вода чудесной становится ночью 19 января. И только на нашей территории, между прочим, она такой становится сама, без специальных действий церковнослужителей. Купание в проруби в эту ночь - очищает, силы дает... Дохристианское происхождение этой мистерии очевидно. Мне хочется найти наиболее точную календарную связку. Почему именно в эту ночь? Ближайшая точка отсчета - Коляда, раз день священных вод не сдвигается по лунному календарю. После Коляды идут лютовы дни, но они отличаются от февральских. И по состоянию, и по смысловой нагрузке. тут я оставлю место для ваших слов, свое мнение, с вашего разрешения, напишу чуть позже, не хочу торопиться Крещение, ночь священных вод - ровно через 27 дней, трижды девять от точки нижнего прохождения Солнца, именно астрономической. - Так, значит, отсчет в данном случае идет не от Коляды, а от Карачуна? Почему? - Воды становятся чудесными - это Цмок всплывает, или на одну ночь уходит? Логика? - Как соотносится Цмок с другими великими змеями, например, со Змеем-Плещеем? Есть другие имена той же персонификации властителя тайных вод? (Индрик меня не устраивает, Индрик - это мамонт, его присобачивание к великим змеям - позднятина однозначно. Если вообще не очередная мина с приветом от славянофилов-разночинцев, бесчинствовавших в XIX веке. ) - Есть ли связь с волками? Я знаю, что с волками связь есть всегда, потому что волки - сами связными служат. В данном случае хотелось бы уточнить - относятся ли сюда же лютовы две недели после Коляды, и если относятся - то как? _____________ Все, хватит пока. Жду высказываний по любым из перечисленных вопросов. Для новичков напомню: мы не придумываем, не додумываем, не притягиваем за уши пафосные имена и загадочные термины. Мы вспоминаем и стараемся заново понять то, что для предков было очевидным и естественным, как дыхание.
| |
|
Новых ответов нет
, стр:
1
2
All
[см. все]
|
|
|
| городские понаехали
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 12:26. Заголовок: Чистая астрономия.
Земля в перигелии 2 января. Зимнее солнцестояние 21 декабря. Весеннее равноденствие 20 марта. Это все чисто астрономически. С 21 декабря по 19 января проходит ровно 28 дней. Лунный цикл. Одной луны хватает, чтобы разбудить воду?
| |
|
|
| Чур
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 12:39. Заголовок: Re:
Звучит убедительно. И воды с луной - связаны несомненно. Но мне казалось, что полный лунный цикл все-таки по фазам Луны тоже как-то отсчитывается. Одна луна - от новолуния до новолуния, например. Лунные праздники скользят именно поэтому. Получается, в данном контексте по-твоему, фаза Луны не важна, только срок?
| |
|
|
| городские понаехали
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 13:09. Заголовок: Re:
Я не уверена. Но уж слишком точно. И надо посмотреть, как влияет фаза Луны на происходящее.. Примитивный вариант - проверка погоды на одну и другую дату - не выявляет никакой закономерности. Хотя... я не проверяла, какая фаза Луны падала на эти дни... Где бы взять лунный календарь за несколько лет?
| |
|
|
| Чур
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 14:24. Заголовок: Re:
Так как раз фиксированность даты и не позволяет полностью отдаться лунному подсчету. Каждый год, в одну и ту же ночь, вода от заката до рассвета меняет свойства. ВСЯ пресная вода на территории от Урала до Немана. Западнее - не знаю, не проверяла подробно. И погода тут ну абсолютно не виновата ни в чем. :) Китайский Новый Год празднуют по лунному циклу, там интервал перехода дат - две недели. А ночь священных вод на славянской территории - одна и неизменная. Что же до лунных повторов, то 19-летний цикл известен, только сюда его - ну никак не подтянуть...
| |
|
|
| через два забора
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 14:27. Заголовок: Re:
Размышдения вслух: 19 января – первое отмыкание земли…через один лунный месяц после рождения Коляды...женский цикл
| |
|
|
| городские понаехали
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 14:29. Заголовок: Re:
Ой, Вечный студент, СПАСИБО. Именно это я и пыталось коряво выразить.
| |
|
|
| городские понаехали
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 15:17. Заголовок: Re:
Кстати. А какова этимология имени Цмок? Учитывая чередование в русской фонетике звуков Ч и Ц интересно получается. Цмок - Чмок. Чмокнуть..
| |
|
|
| через два забора
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 15:34. Заголовок: Re:
Про это я уже писал в ветке про архетип змея. Цмок (Смок) - от "смоктать, цмоктать" - сосать
| |
|
|
| Чур
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 17:46. Заголовок: А если кто ссылок не читает
...я же все равно всех замучаю сегодня. Вот сюда перетащила: Вечный студент:
цитата: | В лесу Смок(Цмок) жил - Царь-уж. Девок никуда не носил, но по ночам тайно к ним пробирался и брюхатил. А еще молоко у коров сосал, за что имя и получил Если в деревне девка не с того не с сего понесла, или у коровы молоко пропало - Смок озорует |
|
Скоммарх:
цитата: | Во-во.. Расскажи про Цмока, как он в болоте сидит у дрягве.. ему кажись коней в жертву приносили.. а еще говорят что он землю со дна моря поднял и как тока Цмок помрет, вся земля на дно моря опустится.. А еще мене Цмок Коркодила напоминает...Расскажи про Цмока, дядька.. Говорят что он людям появляется по разному.. Кто в дрягве заблудился- слушить сопилку и если пойти за ней , то Цмок выведет, а кто говорит что Цмок трехголовый и может прямо под землей в любую Речку пройти или озеро.. И говорят что вовкулаки служат Цмоку. |
|
Вечный Студент:
цитата: | Говорят, что для того, чтобы земля опять не опустилась под воды, держит ее змей Юша. Он же заведует всеми подземными водами. А Коркодила зовут Яша, тоже тот еще бабник - в Купальскую ночь ловит веночки, которые девки по воде пускают, а потом предъявляет права... Говорят, что Цмока можно всретить в лесу в виде ужа трехглавого. А девке он может явиться в виде парня статного с гибким станом... |
|
Скоммарх:
цитата: | А еще говорят, у Цмока посреди дрягвы есть палац, и что первый князь женился на Цмоковой дочке и Цмок ему дал землю в управление... |
|
Скоммарх:
цитата: | А когда земля уже была и все было на ней, подземный змей Цмок закручинился что живет в темноте и нет у него своей земли. И тогда Цмок из моря поднял себе кусок земли и обустроил ее по своему разумению. Земля Цмока была вся в ручьях и дрягвах, лесах и озерах. А посреди самой глубокой дрягвы, в самом центре своей земли построил Цмок себе палац. И стала та земля Цмокова и будет она пребывать, пока Цмок жив, так как он эту землю со дна моря вытащил и на нем она держится. И на своей земле Цмок хозяин, подземными реками он путешествует по ней и может появится в любом уголке. И вся вода на Цмоковой земле - Цмокова. Поэтому может вылезти Цмок хоть из кружки воды, если вода та из ручья набрана, что на Цмоковой земле. |
|
| |
|
|
| через два забора
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 18:56. Заголовок: Re:
Сказка - ложь, да в ней намек. Помните, что в сказке было нужно для оживления? Два вида воды - живая и мертвая. Мертвая - заживляет и сращивает. Сила Великого Змея, властителя подземных вод - это сила мертвой воды. 19 января, когда земля отпирается, эта сила вырывается наружу. А отпирает землю другая сила, быть может в этот день добавляется еще и сила живой воды? Не знаю.
| |
|
|
| Чур
|
|
|
Отправлено: 10.04.06 18:42. Заголовок: Re:
А можно как-нибудь посмотреть териториально - на каких землях активны легенды о Цмоке, где он пересекается с Даной, где нет? Моя свобода общения (общения, а не обращения!) с персонификациями играет со мной странные шутки. Кого позову - с тем и будет разговор. Оно, конечно, приятно. Но вот для текстового описания - слишком своеобразно получается подчас.
| |
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 07.04.06 19:58. Заголовок: Re:
Индрик- это не мамонт, это - индрикотерий, он водился южнее, и найден был, скорей всего, раньше.
| |
|
|
| стая товарищей
|
|
|
Отправлено: 07.04.06 21:32. Заголовок: Re:
Ценное уточнение. А его как нашли, так индрикотерием и назвали? И какое это имеет отношение к Цмоку?
| |
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 08.04.06 07:17. Заголовок: Re:
К Цмоку - ни какого, по этому и коротко. Писать ветку по индрику я не собиралась.
| |
|
|
| сирота я...
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 20:32. Заголовок: Re:
Гы.. Короче версия про все и все в кучу. Тут несколько вещей сходиццо во едино. А) Это конешно деффки:)) Все змеи девок любят страсть. И огненные и водяные и подземные.. Хлебом не корми- дай под подол шаснуть. Далее идет ваще закрученный сюжет. хехех.. я жопсом чуял а сейчас проверил- точно.. еще через месяц(лунный) Власий(вукол) http://days.pravoslavie.ru/Life/life380.htm Пристально читаем кратенькое описание жития, кто чего не увидит, любого нашему сердцу - хай наплюетмене полные очи. "Святой Власий Кесарийский - Вукол - жил в III веке, происходил из Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) и был пастухом (по-гречески вукол). Когда настало гонение на христиан, святой Власий добровольно предал себя в руки мучителей, его подвергли истязаниям, били воловьими жилами, но Господь исцелил его раны. Тогда Власия бросили в котел с кипящей водой, но и там он остался невредим. Воины-язычники, видевшие это чудо, уверовали во Христа Иисуса. Правитель, желая показать, что мученик не получил никакого вреда от того, что вода остыла, бросился в котел и скончался. Обратив многих к вере во Христа, святой Власий мирно предал свою душу Богу. Пастушеский жезл святого вонзили в землю, и он вырос в огромное дерево, которое покрыло своими ветвями алтарь церкви, воздвигнутой над его мощами." Напоминаю что вук по сербски- волк вукол - волчий пастырь. Шоб вам жилося хорошо и долго.. Кста 15 февр. сретение господне. Так вот собсна о чем я? Да уж нихрена не помню, но ваще интересно.
| |
|
|
| Чур
|
|
|
Отправлено: 03.05.06 23:14. Заголовок: Re:
Скоммарх : цитата: | Короче версия про все и все в кучу. |
| Вообще-то мысль была с точностью до наоборот... Конечно, многоуровневость вод разложить по полочкам - почти невозможно. Ну - очень сложно. Но хотя бы как-то обозначить разницу в образном восприятии разных ипостасей воды, или сил, что через воду идут - попытались. И я попыталась. И - еще буду. Вот.
| |
|
|
| сирота я...
|
|
|
Отправлено: 16.05.06 20:16. Заголовок: Re:
ыы.. ну у меня в голове стока мыслей что мне их сложно выразить суть в отпирании вод.. Три котла с водой.. вода живая и мертвая.. На власия вукола воды живые идут.. второй котел.. не зря в жизнеописании это упомянуто. Тем более св. власий- велесов день..(он же змий подземный как ипостась).. ищем третий котел с молоком? Вода студеная, (19) вода кипящая..( на власия) третья вода должна быть после которой ты- иван царевич)))))молоко.. которое так любит цмок...))))))))))
| |
|
|
Отправлено: 14.02.07 08:51. Заголовок: Re:
Тыкс.. Новые веяния в психиатрии...Вспомнил недавно про эту ветку, и тут мя торкнуло, что в принципе... в принципе... Так, сильно меня не бить, Рысе комментировать запрещаю. Короче любой солярный праздник имеет вторую точку.Эрго, для крещения тоже должна быть вторая точка(в виду вышеупомянутого шо празник фиксированный, а значит солярный) А вторая точка соответственно у нас через пол года.. То бишь 19 июля. Вода небесная.. Индра громоворжец и т.д. и т.п. Он же Перунов день.. слава мне великому, оркестр тушь.
| |
|
|
Отправлено: 14.02.07 19:52. Заголовок: Re:
Ща тебя из оркестра тушью и обольют, как просил А что, вполне разумное замечание. В смысле сроков. Правда, разницу в два дня что-то я не пойму, на счет чего тогда отнести. Потому что она объективно существует. Перунье сдвигается, только если 19-е падает на четверг. А так - 20-21. И еще. "Водность" тут довольно условна, не находишь? В принципе, я могу изложить вполне внятную схему. Еще одна грань кристалла, противоречий явных нет. Ярила в купальскую ночь уходит в воду, гибнет, оставляя силу новой жизни. Через лунный месяц (ага!) он выходит по первой стерне... Головешка, Арес, Черный Ярила, Перун... Стоп, никаких знаков равенства, сплошные ассоциации и перетекания! ...и тут все доблестно отправились лесом, потому что совпадение воинского начала не означает тождества богов. И тем не менее - спорить не стану. Тем более, что открытые воды Матери-Земли противостоят через круг сухости мужского воинского начала. Это даже не открытие. Это осваивание таинств. P.S. А что ты от Рыси-то отмахиваешься заранее?
| |
|
|
Отправлено: 15.02.07 12:58. Заголовок: Тьфу на вас тыщу раз :)))))
Семь лет замужем, не видала, что киска - без хвоста Нашла. Собственную глупость - тоже. Спасибо Аларе. Все еще проще. В июне - 30 дней! Так что если брать точку летнего солнцестояния - 21 июня - то через полный лунный цикл наступает 20 июля. И никаких поправок на ветер, все разумно. Скам, вечно ты с толку собьешь.
| |
|
|
Отправлено: 21.02.07 18:01. Заголовок: Re:
Ну я думал что это и так понятно...( по поводу смещений за счет разницы в днях месяца) мы ж как бы пляшем от точки солнцестояния. Кроме того.. от смари, на Крещение купаюццо, да? А шо после перуньих? Как грят? Илля в воду насцяв - купаццо низя. Вода открыта , вода закрыта. От весь сказ. Типо часы работы с 19 января по 19 июля, басссейн закрыт, фсе ушли на фронт.
| |
|
|
|
Отправлено: 06.03.07 10:18. Заголовок: Re:
Что ж, сходится. Таким образом, если праздники солярные, связанные с изменением долготы дня и соответствующего времени года, празднуются в массовом порядке спустя два дня после астрономической точки, когда небесные изменения "фиксируются" на земном плане, то праздники, имеющие отношения к стихиям глубинным, получают жесткую привязку как раз к астрономической-мистериальной точке солярной через лунный цикл. Да, почти все сходится. Считайте, что эта часть Книги переведена корректно. С водами - ясно. Ярила - земля, в таком случае. Но тут - фигушки. Не лунный цикл. Зодиак? Не совсем... Пойду подумаю, как эти закономерности переводить на современный язык... P.S. Стоп-стоп, со стихиями поаккуратнее, тут тоже нет однозначности, нет плоскости. Праздник - это узелок вселенского кружева, сплелись ниточки - ставим булавочку, плетем дальше
| |
|
|
Отправлено: 21.02.07 18:03. Заголовок: Re:
Кстати, три колодца( три котла ) это не отменяет. Пысы Я по свободе их раскопаю.. пока нашел деццкую игрульку "Пошел Ивашка к трем колодцам. В первом вода холодная, во втором теплая, в третьем горячо. горячо , горячо.."
| |
|
|
Отправлено: 24.11.06 23:41. Заголовок: Re:
Тут намедни у Семеновой в "Поединок со змеем" про Цмока прочел, пишет что Цмок (он же Сосун, он же Волос, он же Скотий Бог) был создан Мораной из выметенного из избы волоса "падшей" женщины + из кучи волосков других тварей, от чего мог довольно свободно перевоплащаться.
| |
|
|
Отправлено: 05.12.06 10:52. Заголовок: Re:
Ну Семенова еще и не то напишет...Цмок- это Цмок.. Велес -это Велес.. Если рассуждать по-семеновски, то он же змей Шешу, он же Кетцалькоатль, он же Сонька -Золотая ручка. И ваще он был бабой, слава матриархату, а по совместительству он был Змеем Ермунгардом, а если учесть единство и борьбу противоположностей, то Один это Локи, А Тор Змей- Ермунгард, следовательно если Тор это Перун, то Перун это Велес. Следовательно Цмок- это Перун женского полу. И это все выяснила Маша когда у нее понесло крышу в очередной раз от недотраху и она была готова даже со змеем , но Змей ее не взял следовательно Змей тоже баба.
| |
|
|
Отправлено: 05.12.06 20:28. Заголовок: Re:
Скам, ты явно наткнулся лбом на чемодан, когда бродил в индейской иллюзии незнания. Сказать "фигня ваша Маша!" можно же и попроще.
| |
|
|
Отправлено: 07.12.06 08:33. Заголовок: Re:
Можно, но тогда бы я был Рысей, а не Скамом. Тебе не понять
| |
|
|
Отправлено: 14.12.06 14:40. Заголовок: Re:
Из недавнего интервью. цитата: | Авдотья СМИРНОВА: С какого времени начинаются древние славяне? Мария СЕМЕНОВА: Понимаете, я не историк, не археолог и вот на вопросы вроде этого я отвечать не могу. Я занималась только эпохой викингов, славянами в эпоху викингов, это от IX до середины X века, вот то, что интересовало лично меня. |
| Это к вопросу о компетентности ее трактовок дохристианской традиции. Есть реферат, со списком литературы, "Мы - славяне!" называется. Вполне приличный реферат. И есть ряд произведений, извините за выражение, художественной литературы, призванных вызвать у читателя интерес к теме. Но совершенно не обязанных придерживаться реальных вещей. Где-то она дала себе труд переспросить, а потом написать, а где-то - по принципу "я так вижу".
| |
|
|
Отправлено: 14.12.06 12:34. Заголовок: Re:
Если Индрик, хоть как-то соотносится с Индрой, то он очень даже связан с отпиранием вод - он победил змея, который воды запирал. Так что Смок - это змей Вритра, запирающий воды. А Индра его замочил во всех смыслах и сам стал властелином подземных вод на стыке эпох, а на следующем стыке превратился в Индрика-зверя. И нечего его мамонтом обзывать. Как вам такая трактовка?
| |
|
|
Отправлено: 14.12.06 14:49. Заголовок: Не вижу противоречий :)))
Встречая по обрывам северных рек вываливающихся по весне заледеневших мамонтов, люди, вполне возможно, совершенно справедливо полагали, что это - тот самый властитель подземных вод. Но раз он подземный - то совершенно логично, что на свету он становится мертвым и каменным. От света порождение подземного мира - каменеет. А раз весь в шерсти, стало быть, зверь. Так что пока он там властвует подземными водами, он, может, и Индра... А как на северах русских по неосторожности на белый свет попадет - вот он, Индрик-зверь с двумя хвостами.
| |
|
Новых ответов нет
, стр:
1
2
All
[см. все]
|
|
|