В гостях у Мары

Зашли на огонёк? Ну что же, добро пожаловать.

Как на любых посиделках, разговоры здесь - самые разные. О традиции, о культуре, об истории, о ведовстве, о ремесле... То серьезные, то не очень.

Для того, чтобы хорошо было и гостям, и хозяевам, - вполне достаточно соблюдать общие правила нетикета. Не болтать попусту, не безобразничать понапрасну, не лаяться немотивированно.

Ну а если кого занесет - тут недолго услышать за плечом жаркое дыхание стаи товарищей. Стая помогает хозяйке за порядком следить, правда, делает это иногда довольно своеобразно. То словом, то лапой, то рыком, то клыками и когтями. Но не так уж все и страшно.




АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.05 19:10. Заголовок: Лукошко с будыльями - ВЕРБА (первая веточка)


Вчера в перелеске на Плещеевом озере на Кочевника , пошедшего за «одной-однюсенькой» веточкой священной вербы, зверски наорал озверевший от толп пришлых эзотериков лешак , и выдал ему - пучок розог.

Каюсь, это я туда Кочевника послала, интересно было, что получится. Ну, дедунюшке - пирожка оставили, чтоб не рычал.

А глядючи на очередное обсуждение свойств вербы, я, уже там ответив, подумала - ну, много в Сети понаписано про растения, про их свойства различного плана. Создавать отдельный цикл статей я пока не готова. Что компиляции понапрасну множить? Но тема-то нужная, и осколки собирать - нелегко. Да и комментарии не помешают.

Поэтому у меня предложение.
Давайте потихоньку поплетем тут тему еще и «сравнительной ботаники»?
Пусть она в целом будет называться «Лукошко с будыльями».

Только - чур! - уговор!
По каждому растению чтоб была отдельная ветка! Иначе мы это в жизни не расплетем, смысл и цель потеряем
Значит, если кто ветку начинает, то название должно быть типа Лукошко с будыльями - ПОЛЫНЬ

Разрешается прописывать все, что с растением связано. И поскольку форум при сайте все-таки, то желательно не только ботаническую характеристику и лечебные (или совсем не лечебные) свойства, но и обрядовую, ведовскую сторону вопроса. Все накидаем, потом ботву повытащим, глядишь - получится «нашенский» справочник потихоньку.
При перетаскивании материалов магическим приемом «Ctrl+C»-«Ctrl+V» прошу все-таки ссылки на первоисточники оставлять.

Эта - первая, просто по ходу обсуждения. Весна, розги вместо вербы... Вот про вербу и начнем.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.05 19:14. Заголовок: Ботаника почти в чистом виде


Это я цитирую сама себя, потому что час назад это написала на другом форуме:

Семейство ивовых включает более 400 видов. В том числе, между прочим, тополь и осину.
Кроме того, даже если говорить о собственно роде ив - Salix, то в различных климатических зонах более или менее распространены различные ее виды.

А вот с точки зрения поверий, примет, обрядов - в один ряд серую и плакучую иву - и то не поставить. Не говоря уже о вербе и осине.

Верба - народное название ивы остролистной (Salix acutifolia). Она же - шелюга красная, краснотал. Именно это растение обладает тем самым комплексом свойств, выделяющих его из ряда похожих. Именно вербой лучше всего выметать дом при основательной очистке, именно верба преграждает путь нечисти.
Что же касается других видов, например, ивы козьей, или ракиты (S. caprea); ивы ломкой (S. fragilis); ивы белой плакучей (Salix alba f. vitellina pendula), то они таким набором свойств похвастаться не могут. У них есть свои.
Понятно, что «за неимением» берут иной раз любые ветки с пушистыми «мохнатыми» соцветиями, тем более, что с течением времени по разным причинам изменяется и местный набор что - дикорастущих растений, что - культивируемых. Просто пушистые «варежки» как символ окончания зимы - тоже радость.
Но все-таки в поверьях средней и северной зон фигурирует как верба именно краснотал. Поверий этих очень много, но все они сохраняют память о вербе как о растении защиты и очищения.



Кроме того, хочу отдельно обратить внимание на то, что при указании в дальнейших материалах на «освященную вербу» на освященность можно честно не обращать внимания. Свойства материалов, подвергшихся дополнительной обработке для выравнивания межконфессионального конфликта, мы пока давайте не будем обсуждать. Тем более, что обсуждать, чем «освященная» верба круче «неосвященной» или наоборот - неинтересно.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.05 19:38. Заголовок: Верба - защитница дома от нечистой силы.


Из собственных тетрадок

Вербу берут цветущую. Пока «листочки в варежках».

При серьезной очистке дома следует все чисто вымыть, и уже по вымытым стенам и полам все обмести-подмести веником из вербы. Если найдется, что венику зацепить - он зацепит и на свет вытащит. Потом то, что выметено, закатить веником на бумагу и сжечь вместе с веником в печи. Для городских - все на бумагу перемести вербой, в бумагу же завернуть, руками не касаясь, и - идти нарушать правила пожарной безопасности на ближайшую помойку. Но до того, как солнце зайдет! Ночевать этой бесовщине в доме уже нельзя.

Веточки вербы, что стоят в красном углу, не позволят злому умыслу в доме напакостить, злому человеку на полах нечистиков в дом натащить. Также и если их над входом держать, над притолокой.
Годны ветки вербы год, от весны до весны. Если под праздник собраны - то до двух лет, но не дольше. Прежние при замене лучше сжечь, но если от них руки тяжестью не ломит - можно просто убрать, выбросить с весенним мусором (только все-таки завернуть в бумагу).

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.05 19:56. Заголовок: Верба этимологическая :)


Верба. Общеслав., индоевр. характера. Является суффиксальным производным от того же корня (со значением «гнуть, вить»), что и вертеть, ворот (см.). Первичное значение - «прутья» (ср. лат. verbena- «прутья»).

http://www.relga.rsu.ru/n35/rus35.htm


X Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.05 19:57. Заголовок: Яndex тоже очень много знает про вербу!


От православных магов.

цитата
Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы.

Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой.

Повсюду принято было выгонять первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.

Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам. Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга.

Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся, и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекратится и град перестанет идти.

Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранялась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась в лесу.

По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки.

«Наряду с общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губернии существовало поверье, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле - сберегает посевы.

В том же Козловском уезде было распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость».



Это - цитируется с сайта на сайт, я уж один раз пропишу :)))

цитата
Согласно поверьям, освященная в церкви верба охраняет дом от пожара, а крестьянское хозяйство — от громобития и всяческих дурных напастей. Издавна люди приметили, что вода, в которой стояла ветка вербы, долго потом сохранялась свежей.



Верба в народных поверьях:

цитата
Еще до принятия христианства вербовые ветки имели у славян религиозное значение, быть может потому, что прутья вербы первые весной оживают и дают пушистые распуколки. С этими вербовыми прутьями связаны весьма древние обычаи и поверья. Они считаются целебным средством против разных недугов: кто проглотит несколько распуколок, тот обеспечен против лихорадки и горловой боли в продолжение всего года; вербовая ветка, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а брошенная в пламя пожара — уменьшает его разрушительное действие; по Афанасьеву, во всех этих случаях вербовая ветка играет роль перуновой лозы (см. Велик день). С вербой соединено интересное литовское предание о женщине по имени Блинда, которая с удивительной легкостью рожала детей и притом не только из чрева, но и из всех частей тела. Ей позавидовала земля, и однажды, когда она нечаянно завязла в болоте, земля крепко охватила ее ноги, и Блинда превратилась в В. Конечно, здесь мы имеем поэтическое изображение той удивительной жизненной силы вербы, вследствие которой каждая ее ветка, посаженная в землю, легко может вырасти отдельным деревом. Верба в древней Литве считалась богиней чадородия, и бездетные крестьянки приносили ей молитвы и жертвы, чтобы она даровала им детей.



Короче, Тындекс знает много, но как будете искать - читайте повнимательнее. Не все годится, много эклектики

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.05 13:41. Заголовок: Re: Яndex тоже очень много знает про вербу!


Вербный прутик, в народных повериях, был так же помошником при прив рашении в зверя. Теща ли хлеснула зятя или колдун хлеснул себя прутиком, и зверем человек стал, неважно но снять заклятие можно было железом.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.05 15:33. Заголовок: Re: Лукошко с будыльями - ВЕРБА


А я тоже поискала и нашла большой словарь!
Там очень много про вербу!

Сначала - вот адрес: http://www.pagan.ru/w/werba0.php

А вот сколько там написано:
цитата

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье, Верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая Верба считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистиков» и местом, куда можно отсылать болезни.

Как символ роста Верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как Верба весной». Ср. восточнославянские магические формулы типа «Расти, как Верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками Вербы и произносили такое же заклинание.

Хлестание вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, затыкали за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались Вербой, «чтобы на будущий год быть с «пузом», т.е. выйти замуж и забеременеть. Опоясывали вербным прутиком подойник, «чтобы прибывало молоко».

В пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками «помлазками», а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из Вербы; победитель назывался «королем».

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку Вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.

В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

Сербские додолы нередко рядились почти исключительно в ветки Вербы и ходили с Вербой или с вербовыми палками в руках.

Ветки Вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. Русские верили, что Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град. Белорусы ставили при граде пучок освященной Вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную Вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки Вербы, клали их на подоконник. Болгары также жгли освященную Вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки Вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, «чтобы она рассеялась». Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной Вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной Вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а Вербой. В Белоруссии с освященной Вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

Целительным средством освященная Верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, «чтобы не болела спина», витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь Вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой Вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; Верба засыхала, лихорадка проходила. У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: «Я обвенчал свою болезенку с вербочкой». При этом на Вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Сербы вновь выученный заговор сначала произносили «на вербу», а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, «чтобы заговор так же легко принялся, как принимается Верба».

Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) Вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов, тени.

Сербы - боснийцы говорили, что Верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял св. Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался. Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что Верба - злое дерево: по этиологической легенде, из Вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это Верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По представлениям белорусов, на Вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в «лозе», а после Вербного воскресенья на клене и в жите). Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой Вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (см. Вила) живут на Вербах и др. деревьях. По белорусским верованиям, черти весной «отогреваются» на Вербе, а после того, как Вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под Вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают су ~ , дуплистую Вербу, ср. польскую и белорусскую поговорку: «Влюбился, как черт в су ~ (старую) вербу».

Н. И. Толстой. В. В. Усачева

Известны украинские фольклорные тексты, прямо или косвенно связывающие Вербу с небом и солнцем: объясняя детям в начале Великого поста, куда девалась скоромная пища, им говорили - «Були на масницi вареники, так в пiст на вербу повтiкали» или же «Узяла Бозя (Бог.- Т.А.) на вербу та там i поставила». Верба упоминается в детских заклинаниях, обращенных к дождю: на Вербу (а также на дуб или вообще «наверх») помещают горшок с борщом, который падает вместе с деревом или его уносят с собой птицы: «Не иди, не иди, дощику, Наварю я борщику, поставлю на вербi, Щоб випили горобi...».

В украинских весенних песенках (отмечающих окончание дневного времени, отведенного для пения) решето (символ солнца) также оказывается помещенным на вербе, ср. такую веснянку:

Спивалы дивочки, спивалы,
В решето песеньки складалы,
Поставылы на верби,
Як налынулы лыбыди.
И звалылы решыто до долу.
Час вам, дивочки, до дому»



со свадебной песней: »...Склонилось сонечко до долу. Час нам, Панове, до дому». В украинских загадках Верба - это солнце: «Стоит верба на серед села, розпустила голье на все Подолье». В севернорусских свадебных песнях «золотая верба» напрямую соотносится с храмом: «На горе высокой... Выросла верба золотая... Посередке золотой вербы Списана Спаса Пречистая Божья Матерь Богородица». В заговорах Верба, наряду с дубом и некоторыми другими деревьями, - «мировое дерево», являющее собой центр мироздания: «На моры, на лукаморi стащь вярба, на той вярбе семсот галля, а у том галле звiта лапухова гняздо, у тым гняздзе ляжыць Ева-царыца...»

В славянском фольклоре и верованиях Верба оказывается причастной к сфере чудесного, ср., например, мотивы «золотой вербы» («де не повернешся, золотi верби ростуть») и «груши на вербе» (»...у нас девки в злате ходят, у нас вербы грушки родят»), известные в западноукраинском фольклоре. В восточнославянской сказке - небылице на лошади вырастает Верба до неба. На юге Польши и в Галиции известны рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала ни петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу и т.п.

Т. А. Агапкина


Очень интересное дерево!
А про остальные растения - тоже будет? Про что еще поискать, мне стало интересно находить!



Непряха - не неряха! Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.05 16:26. Заголовок: О способе изложения....


Перетаскивать целые куски с другого сайта это круто, но неплохо было бы подчищать то , что уже говорилось в ветке. А то ловить ягоду в пошлогодней листве не то что лень, а неприятно .

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.05 19:02. Заголовок: Re: ghash


Да, многовато
Непряха, больше так не надо, такое обилие текста, да еще неровного (это же из словаря ) - неудобно читать.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
из соседней деревни




ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.05 23:16. Заголовок: Re:


а что изгоняет из крови вязь веточек вербы на запястье?
а венок свитый?
а почему стадо молодняка выгоняют первый раз на выгул именно ивовым прутиком по весне?
а почему ивовым прутиком стегут "одержимого"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Чур




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.05 14:49. Заголовок: Re:


Верба очищает, "вытягивая" всяческую нечисть и гадость. Но действует тоньше, чем, скажем, осина, поэтому с ней можно довольно долгое время успешно "общаться".
А еще верба дает живую весеннюю силу, силу новой жизни.

Из крови - "черную хворобу", нормализует состав крови, кстати. Только надо не забыть снять, как браслет "потяжелеет", да по воде отпустить.
Венки из вербы - см. выше, спектр достаточно широк.
Молодняк, вербой отхлестанный - и от зимней хворости избавится, и сил на рост прибавит.
Одержимый бесами - так бесы вербы боятся, она их вытаскивает-выгоняет.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет