Автор | Сообщение |
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 02.08.05 14:22. Заголовок: Славяне и скандинавы.........
Читала я тут две книжки одновременно, сама по славянской мифологии и ребенку на ночь по скандинавской. И закрались мне думки разные по меж культурным связям, возмем хотябы птиц. Орел защитник, помошник, жених, проводник в иной мир, воплощение Перуна у славян; у скандинавов это великан с востока гонящийся за похищенным , которого надо убить. Ворон у скандинавов - помошник и посланец Одина; у славян - предвестник смерти, вещая птица, если взять в залог вороненка то способен спасти от смерти. Сокол хорош для всех. И так если принять для начала постулат , что животное в сказке это тотем племени, то мдя отношеньица у нас были с соседями. Хотя если копать дальше, то за кого выдавать царевен за ворона, орла или сокола разница не велика. И еще - по структуре построения некоторые из руских загадок до боли напоминают кенинги.
|
|
|
Новых ответов нет
[см. все]
|
|
|
Отправлено: 08.08.05 19:59. Заголовок: А может это потому, что все мы арии?
В смысле - из общего арийского центра все традиции? Я где-то про это читала.
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.08.05 13:26. Заголовок: Re:
Кстати, по поводу арийского центра, о чем можно удверждать более или менее точно - что вид Человек Разумный зародился где-то в Африке, но я не думаю, что с тех пор сохранились общекультурные сюжеты сюжеты. На счет Ариев: они прошли через всю Евразию от Атлантического океана до Индии, и следы их культуры встречаються в фолклоре разных народов
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 09.08.05 09:54. Заголовок: Re:
Не-а, межкультурные связи отражались в мифологии: орел - читай славянский князь, ворон - читай варяг, сокол - читай рюриков дружинник. Отношения славян и скандинавов отражались в их мифологии и прочем фольклоре.
|
|
|
|
| стая товарищей
|
|
|
Отправлено: 09.08.05 18:23. Заголовок: Сплошь вопросы, товарищ лектор!
Хм. Ну прям никак не дотумкаю. Если уж принимать постулат, что животное в сказке - это тотем племени, то тогда уж из этого следует только то, какие мы с соседями разные. И социальная структура с межкультурными связями - не при чем... И вообще - кажется мне, что мифология была капельку первее, чем отношения человеческих племен.
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 10.08.05 10:25. Заголовок: Re:
Позвольте не согласиться, но мифология - это "совокупность мифов какого-нибудь народа"(С.И.Ожигов, Словарь русского языка"), т.е. без людей, которые делились на племена и народы, мифологии вообще не существует.
|
|
|
|
Отправлено: 10.08.05 14:42. Заголовок: Re:
Первее могли быть события, описываемые впоследствии мифотворцами-людьми:) Ну, соответственно, первее, чем эти отношения, потому как без людей и отношений не было:) Но, есть же и мифы про людей, сказки те же, они уже после(?) появления людей были:) Ну, или могли быть:)
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 11.08.05 10:51. Заголовок: Re:
Вот это ближе к теме, давайте не будем путаться в терминах. Но и значально разговор шел вот о чем: есть интересная позиция, что любая легендагика и мифология это отражение человеческих отношение, и ,на примере этой позиции (хотя она, согластна, испорна ), можно рассмотреть отношения славян и скандинавов. Они вполне вписываються в описываемую мифологиеей схему. Главные противники Ассов - турсы и ётуны живут на востоке и юге, где, по отношению к скандинавам, живут славяне и угро-фины. У славян упомянание о полуночном царстве (т.е. северном) не отличаеться радужностью. Теперь о кенингах и загадках: Стоит столб, На столбу цвет, Под цветами котел, Над цветами орел: Орел цветы срывает, В котел бросает, Цветов не убыват, В котле не прибыват. Разгадка выглядит так: столб с цветами - род и век человеческий, орел - смерть, котел - могила. Теперь кенинг: Ясень вьюги ведмы луны коня корабельных сараев. Разгадка: конь корабельных сараев - дракар, луна дркара - щит, ведьма щита - секира, вьюга секир - битва, ясень битвы - воин. Мне показалась схожей методика разгадок, где каждый элемент есть иносказание другого элемента, может я не прова
|
|
|
|
Отправлено: 11.08.05 11:59. Заголовок: Re:
А не могла эта система в том или ином виде появитсья еще раньше, чем были разделения народов? Вроде как общая индоевропейскость, ну и потом незначительно разветвиться? Была же версия о том, что Илья Муромец - это не богатырь, а полководец, и былина - иносказание о крупных битвах.. Сапогами, чур, не бить, я совсем и не разбираюсь в исторической части, поэтому могу "ляпнуть"..
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 11.08.05 12:49. Заголовок: Re:
А почему бы и нет?
|
|
|
|
Отправлено: 11.08.05 16:59. Заголовок: Re:
почему бы и не быть такому мнению или почему бы меня и не попинать?:
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.08.05 10:58. Заголовок: Re:
Почему бы не быть Но мне ближе теория более позднего меж культурного обмена. По крайней мере эти следы легче проследить. А сказка "Царевна-лягушка", найденная мной у индейцев Южной Америке, подтверждает только тот факт, что там тоже лягушка являеться сокральным животным
|
|
|
|
|
Отправлено: 12.08.05 11:02. Заголовок: Re:
может быть лягушка выбирается как антипод красивой девушке, чтобы ярче контраст был?.. Сакральная, не сакральная, но персонаж африканских сказок - лягушка, довольно многих. Так что непростая это зверушка:)
|
|
|
|
Отправлено: 12.08.05 11:06. Заголовок: Re:
Ой, а ведь еще у японцев сказки про лягушек. И (китайская или японская?!короче, восточная какая-то ) сказка, как лягушка ходила дождя просить, и допросилась. С тех пор как лягушка заквакает, наверху вспоминают про нее и дождь идет. А та африканская сказка тоже про то, что лягушка выпила всю воду, была засуха и пока ее не рассмешила ящерка, дождя не было. Так что лягушка все время как нечто, избавляющее от засухи (прямо или опосредованно, добровольно или нет, и неважно, кто причина...) Ладно, увлекся я что-то...
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 12.08.05 13:08. Заголовок: Re:
Как биолог я текбе скажу вот что, есть понятие конвергентное сходство ( одни и теже условия формируют схожие приспособления, пример: акула, ихтиозавр, дельфин - схожий внешний вид при разной систематике) Лягушка всегда связана с водой, вода всегда важна для человека - отсюда их связь в мифологии. А духи-оборотни естьу всех народов, и, кстати, у некоторых народов лягушка считалась красивой.
|
|
|
|
| через два забора
|
|
|
Отправлено: 16.08.05 17:08. Заголовок: Re:
Когда-то в платовском альманахе, кажется, может даже самого Платова была статья, где он очень убедительно проводил параллель между славянским Вием и скандинавским Одином. Волки/вороны/проблемы со зрением. Видимо таки имело место разделение народа, когда Боги одних становятся демонами других. Как Девы и Асуры у индусов и иранцев. Можно еще экстраполировать на Юг: змея у кочевниках на бунчуках, а у славян - символ зла, кстати часто именно с Юга (всякие Тугарины-Змеи и пр.). Хотя все не абсолютно: слияние-то тоже было, не только войны.
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 17.08.05 11:43. Заголовок: Re:
Была хорошая статья, где-то в конце 80-тых в начале 90-тых годдов об Алеше Поповиче, где он и Тугарин-Змей выводились как реальные исторические персонажи. А ряд Один-Вий можно пордолжить Балором у ирландцев.
|
|
|
|
| из соседней деревни
|
|
|
Отправлено: 22.08.05 09:30. Заголовок: вот дела...
смотрю я на небо - и вижу на нем Солнце. а ночью Луну. смотрит китаец на небо и видит тоже самое... интересно... а возникнут ли у нас одинаковые взгляды по этому вопросу? или вот Солнце у нас - радость и источник Жизни, и Солнце где-нибудь в пустыне - безжалостное божество... Ворон... не однозначная птица... у нас он - падальщик. а кто там - не знаю - боюсь предполагать. а сокол везде помогал в охоте - оттого и любим всеми...
|
|
|
|
| |
Замечания:
|
|
Отправлено: 22.08.05 10:29. Заголовок: Re:
Значиться так, Ворон он всегда падальшик - и в нашей земле, и в скандинавской, и у всяких чукчей да скрылингов, вот только не у всех он божество или помошник Бога. А соколиная охота у скандинавов - под большим вопросом, и еще раз обращаю внимание - сокола в сагах и сказках часто являються оборотнями - т.е. существами не от мира сего.
|
|
|
|