В гостях у Мары

Зашли на огонёк? Ну что же, добро пожаловать.

Как на любых посиделках, разговоры здесь - самые разные. О традиции, о культуре, об истории, о ведовстве, о ремесле... То серьезные, то не очень.

Для того, чтобы хорошо было и гостям, и хозяевам, - вполне достаточно соблюдать общие правила нетикета. Не болтать попусту, не безобразничать понапрасну, не лаяться немотивированно.

Ну а если кого занесет - тут недолго услышать за плечом жаркое дыхание стаи товарищей. Стая помогает хозяйке за порядком следить, правда, делает это иногда довольно своеобразно. То словом, то лапой, то рыком, то клыками и когтями. Но не так уж все и страшно.




АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.04 21:21. Заголовок: Кощей


Как появился Кощей? Кем рожден?
Является ли он Чернобогом (Вий, как «новый Бог»- является). У Асова сказано, что Вий - воевода Кощеева (Чернобожьего?) войска.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.04 14:01. Заголовок: Re: Кощей


Приведу чужую статью...

Кощуны

Важным разделом деятельности волхов-волшебников было создание и передачи по наследству многообразного обрядного фольклора. Его истоки шли из далеких глубин первобытности и благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества дошли в глухих углах России до XIX в., до встречи с исследователями этнографами. Переводы с греческого позволяют нам определить, как переводились на русский язык некоторые слова, например «кощюны», «басни».

Кощуны и басни - близкие понятия, но не тождественные: «Инии гудуть (играют на смычковых инструментах), инии бають ему и кощюнять». Баять, рассказывают басни, очевидно, относится к разным видам устной словесности, и это действие подвергается значительно меньшим нападкам церковников, чем кощуны, от которых произведено и наше современное слово кощунствовать, надругаться над святыней. В баснях, очевидно, большое светство, может быть, бытового (но не эпического), а в кощунах больше язычество, мифологического, того, что казалось особенно кощунственным и отцам церкви IV -VII вв. и русскому духовенству XI - XIV вв.

Кощуны семантически связывались с волхвами и волшебником: «Ни черов внемли, ни кощюньных вълшеб».

Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов - «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения.

Кощуны исполнялись во время поминок по умершему. Причем исполнялись они «тщеславия ради», т.е. особо торжественным поминательным пирогом считался тот, на котором пелись какие-то мифологические сказания.

При определении первоначальной этимологии слова «кощуна», очевидно, следует принять допущение двойственной основы его; первая половина (кош -) прямо сказана с понятием судьбы, жребия, а вторая - более многообразным набором значений.

Русские переводчики XI - XII вв. устойчиво переводили греческое слово «кощюны», объединяя в нем понятия судьбы и доброго начала. Исполнялись мифы-кощуны старцами: «старьчьскыи баси», «старьча кощуны». «Кощюнословие» иногда объединяется в одной фразе с «кобением», очевидно, исполнение сказаний могло сопровождаться теми или иными ритуальными жестами и телодвижениями.

В «Материалах» Срезневского (включающих и переводные произведения, по которым мы можем точнее представить себе значение русских слов) с фольклором связаны следующие термины:

Баян, обаятель (incantator) - «производящий или поющий заклинания».

Ключом для проникновения в полузабытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространенный и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится указание на мифологическую архаику «кощун» и на связь с инфернальной сущностью «кощьного», потустороннего царства. Восточнославянская волшебно-фантастическая сказка долгое время именовалась исследователями мифологической, пока известной украинский этнограф Н. Ф. Сумцов не высказал серьезных сомнений в возможности научного познания славянской мифологии: «Границы мифологии висят в воздухе; ничего прочного и устойчивого здесь никогда не было и ныне, при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания».

http://www.refine.com.ru/...a=showpage&pid=771&page=6


Всех убью, один останусь... Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.04 18:17. Заголовок: Re: Кощей


Ох уж эта привычка очеловечивать богов Вначале придать человеческие черты – две руки, две ноги, одна голова... хотя голов можно и добавить Затем – вычислить, кто кому кум, брат или сват Детишек – мал, мала, меньше – как же без этого

И Белобог и Чернобог – демиурги этого мира, каждый какой-то из сторон, движущие силы творения. Наши попытки вогнать из в рамки каких-то персонажей – изначально ущербны.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.04 23:11. Заголовок: Re: Кощей


цитата
И Белобог и Чернобог – демиурги этого мира, каждый какой-то из сторон, движущие силы творения. Наши попытки вогнать из в рамки каких-то персонажей – изначально ущербны.

Нет, речь о Кощее, а не Чернобоге.

Скоммарх, благодарю за статью.
Т.е. Кощей - это персонаж (сказитель) и он никак не связан с древом богов?..
Дело в том, что в сказках говорится о кощеевом царстве и пр. По-моему, его образ не сводится к образу сказителя (кощуна).

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 12:55. Заголовок: Re: TryLight


Тут нужен навык в понимании.. кощуны- рассказы о кощеевом царстве.. Далее традиция теряеется и начинает работать народная мысль, раз царство кощеево, значит должен быть и царь.. Т.е. Кощей))) Т.е. получилось шиворот-навыворот. Не кощеево царство от Кощея, а Кощей от кощеева царства)) Ловушки сознания))) А сказитель назывался кощун. Кощунствовать(моя версия)- рассказывать кощуны, те. богопротивные истории о лжебогах(как это воспринимали церковники), а не хулить бога. Впоследствии опять таки изначальный смысл был утерян, богохульство стало называтся кощунство.ИМХО.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 14:49. Заголовок: Re: Скоммарх


Скоммарх

Можешь без ИМХОв...:)))

Это так и есть. Только кощун - это сам рассказ, устное предание «коща». А рассказчик - баер.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 18:51. Заголовок: Re: Кощей


цитата
Ловушки сознания)))

Не согласен. Ловушки сознания - это продукт психологических кризисов, а эволюция сказаний (как и всякая история) достаточно ровная и логичная.

Обобщая все, что удалось накопать на эту тему могу сказать, что Кощей - это сборный персонаж; он, скорее, символичен: олицетворение зла, холода, лжи, испытаний, сражений со смертью (= с Кощеем), худобы (худости, лиха), окостенения.

Этимология слова выводится от «Кощ» - сказания (мифические), которые церковью были интерпретированны как «кощунствование» в современном значении этого слова.

По-видимому, персонаж Кощей появляется в сказках, как олицетворение (персонификация) зла, с которым борется положительный герой. Поскольку героя надо было как-то назвать, то его и назвали: лгун, лихо, смертоносный - Кощей. «Историю» Кощея следует искать в исторической эволюции сказаний, а не в мифологии.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.04 20:45. Заголовок: Re: Кощей


TryLight пишет: [BLOCKQUOTE][B][SMALL]цитата[/B][/SMALL][HR SIZE=1]Не согласен. Ловушки сознания - это продукт психологических кризисов, а эволюция сказаний (как и всякая история) достаточно ровная и логичная.


Поясняю.. Под ловушками сознания имелось в виду, что мы к историческим вопросам подходим с точки зрения современного человека, забывая о разнице в мировосприятии между нами и нашими предками. Эволюция-то логична, только логика разная у тех кто исследует и тем кто является предметом исследования.. Самый яркий пример такого - как кенгуру назвали кенгуру)))

Всех убью, один останусь.. Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.04 23:47. Заголовок: Re: Что есть красный, а что есть черный угол в русском языческом доме?


при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания
Во времена Сумцова так оно и было. Понимание роли мифологии вообще часто не свойственно многим ученым, ибо «специалист подобен флюсу...»

Миф - не литературное произведение, миф - модель окружающего мира в преломлении человеческого сознания. А вот Кощюна - рассказ на мифологическую тему. Баян, баюн,баер, баешник - человек, который рассказывает, рассказчик. А когда он рассказывает кощюну, он кощунник. Это не профессия его, а социальная роль.

Происхождение _слова_ Кощей действительно покрыто мраком (http://www.pagan.ru/k/koshej1.php). Да и персонаж не простой. Однако, очевидно: а) Кощей - это божество. Кстати, герой, его убивающий - тоже бог, только еще не раскрывшийся. б) Этот образ так устойчив потому, что играет в реальной жизни важную роль (http://www.pagan.ru/p/iwan2.php).

Фактически, предки дали нам рецепт: хочешь подняться до бога - убей в себе кощея. И в смысле раба, и в смысле эгоиста.

С уважением, Огнеяр


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.05 15:14. Заголовок: Re: Огнеяр


Огнеяр

Статьи у Вас вполне информативные, но мне хотелось бы обратить внимание именно на постановку вопроса, начавшего эту ветку.

Бог, или не бог?

Сама постановка вопроса говорит о типичном ныне подходе к рассмотрению любой традиции.

Кощей - бог? Бог - объект (субъект ) поклонения?

Ну давайте тогда персонификации Нави тоже перечислим, скажем, что это боги. Отсюда немедленно возникнет большое количество желающих срочно выяснить, как надо поклоняться таким темным богам и какую выгоду это принесет... Потом они достучатся, скажем, до Воркуши... потом будут от нее бегать...
Ну да, тоже занятие...

Чем дальше мне приходится искать современные вербализации древних понятий, тем скорее я прихожу к очередному выводу, что «все вообще не так» Привычность христианского дуализма играет нехорошие шутки с попытками объяснить политеистическое мировоззрение.

Чтоб не растекаться мысию по древу...
Кощей - владетель подземного царства. Нежить. Весьма мощного уровня нежить. Демон?.. Не знаю, порождение Нави - не всегда демон, поскольку демоны - опять-таки современниками нашими воспринимаются в основном с позиций монотеистических религий. Бог?.. Вот тут начинается самое интересное.
Слово «бог» - разберем?..

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.05 00:33. Заголовок: Re: Кощей


›«все вообще не так»
С этого места обычно начинаются умные люди. Очень хорошо помню, как я впервые это почуствовал - брррррр.... Но полезно.
С начала: для меня божество любого уровня - не предмет поклонения. Поклонение нужно духовным рабам, богам же оно... неприлично, что ли. Конечно, найдутся те, кому захочется кому-то кланяться, но стоит ли из-за них тормозить мысль?
Конечно, Кощей - божество, то есть сложная управляющая система с бесконечным числом параметров. Но!
В отличие от, например, Вия или Перуна - богов внешних, стихийных, Кощей - бог внутренний, действующий внутри сознания человека. Вы совершенно правильно назвали, ДЕМОН, только в первоначальном, греческом смысле, т.е. внутреннее побуждающее начало, советчик, соблазнитель (у кого как выйдет). Не зря в сказках Кощея надо либо убить, либо посадить на цепи. А срывается он с оной цепи, когда его пожалеют, напоят водицей. Это наша жадность, эгоизм, себялюбие. Там где холят и лелеят эти черты, Кощей находит лазейку - и понеслась...
Конечно, это не единственное его проявление. однако, оно наиболее актуально для нас сегодняшних.

Что до дуализма, прежде, чем объяснять другим, надо объяснить себе. У меня не всегда это хорошо выходит. Возможно, у меня перегиб в другую сторону - я везде вижу три вектора.

И маленькая шпилечка ;)
Творительный падеж от слова «мысь» - мыслею. Нету в Слове ошибки, это мы криво читаем.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.05 15:01. Заголовок: Re: Огнеяр


Чей-то мне кажется что Кощей - образ собирательный и довольно поздний....

Всех убью, один останусь.. Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.05 18:53. Заголовок: Re:


TryLight пишет:
цитата
Как появился Кощей? Кем рожден?
Является ли он Чернобогом (Вий, как «новый Бог»- является). У Асова сказано, что Вий - воевода Кощеева (Чернобожьего?) войска.

Асов - это чернобогов пес. Он сам давече каялся, что лжет в своих книгах. Кощей муж Мары!!! В современно язычестве считается одним из ликов Чернобога, ибо самого Чернобога и богом то назвать нельзя. Чернобог - это... как бы это так сказать... ну что-то абстрактное. Кащей, это значит кощь - кость. Потому его и в сказках как скилет изображают ибо он костный бог (тверди, чего-то твердого). Потому и является властителем подземья. Владыка смерти, зимы и хлада. Обителью мертвых заведует. Сам по себе чисто мужской бог.

З.Ы. Давече проходил рядом с магазином "Белые Облака" и увидел вывеску фирмы, производящей ремонт холодильников и холодильного оборудования. Фирма называется "Марена"!!! Кто-то еще помнит язычество, ведь Марена как раз богиня холода и зимы.

Нощь - пора колдовства, чародейства да волхования всякого.
Нощью Врата Нави отверсты в Явь.
Нощь - обитель Сна, время Молчания.
Се - первая Чара Марина.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
сирота я...




ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.05 12:34. Заголовок: Re:


Муж Мары. Кощей? Ну по сказкам Афанасьева так и есть.
Далее обсудим Катигорошка?
И вообще рекомендую прочитать предыдущие постинги.

Всех убью, один останусь.. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить






Замечания: Отсутствие тормозов и полиморфная безграмотность
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.05 12:23. Заголовок: Ну зачем ты так???


Человек один умный мысль сказать хотел.
А у меня вопрос - на цепях Кащей висел из удовольствия, или так супружеская размолвка, или что бы по бабам не шастал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить






Замечания: Отсутствие тормозов и полиморфная безграмотность
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.06 22:17. Заголовок: Re:


Тут попал мне в руки журнальчик "За семью печатями", и была в нем любопытная статья "Где находиться ужасающее царство Кощея Бессмертного?". В ней выводилась такая мысль: Кощей царь или наследное имя династии владык правящей где-то за Уралом, в качестве доказательства приводилась легенда манси о царе Куущае и похищенной им девице. Весьма занятно.

Некоторые сны просто снятся. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет