В гостях у Мары

Зашли на огонёк? Ну что же, добро пожаловать.

Как на любых посиделках, разговоры здесь - самые разные. О традиции, о культуре, об истории, о ведовстве, о ремесле... То серьезные, то не очень.

Для того, чтобы хорошо было и гостям, и хозяевам, - вполне достаточно соблюдать общие правила нетикета. Не болтать попусту, не безобразничать понапрасну, не лаяться немотивированно.

Ну а если кого занесет - тут недолго услышать за плечом жаркое дыхание стаи товарищей. Стая помогает хозяйке за порядком следить, правда, делает это иногда довольно своеобразно. То словом, то лапой, то рыком, то клыками и когтями. Но не так уж все и страшно.




АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.05 18:53. Заголовок: Космогония в славянской традиции


Ну давайте начнем новый кусочек кружева.

Не мудрствуя лукаво, зачином ставлю то, что все читали, но половина - не помнит, что они читали.
На сайте есть небольшое упоминание о преданиях Сварогова цикла

цитата
И поднял Сварог свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью. А поверх тверди сотворил новый Лазоревый мир и перенес туда Рай-Ирий и провел туда новую дорогу - Звездный путь, по которому течет Рая-река, чтобы этим путем достойные Рая-Ирия могли достичь его. И залил водою горящую Персть и из разрушенного, погибшего Лазоревого мира создал новый мир, новую природу, и назвал его Землею, что значит «пребывать в страдании». И повелел Сварог всем бунтовщикам искупить свой грех и забыть свое прошлое, рождаться людьми и в страданиях только совершенствоваться, чтобы достичь, что утеряли, и вернуться очищенными к Сварогу, в Рай-Ирий.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 75 , стр: 1 2 3 All [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.05 19:51. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


Я думаю, стоило бы немного раньше начать, ну хотя бы с сотворения Мира, как всякая уважающая себя традиция
С того момента, когда из горсти земли, поднятой уточкой, была создана Явь, и выросло дерево, раскинувшееся в трех мирах одновременно...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.05 20:38. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


Сварог создал небо, хрустальный свод над Окиян-морем.

Кого-то он еще просил, чтоб принесли щепоть (щепоть, а не горсть) земли со дна.
Хм... Со дна Окиян-моря, который и есть на белом свете, а еще небо. Какого дна?...

цитата
Ехал пастушок и видит - камень лежит. Бабушка ему говорит:
- Не тронь!


Какая бабушка, откуда бабушка?
...обожаю эти самоподразумевания!



В общем, еще кого-то просил. Вечером буду искать - кого, потому что боюсь напутать. Но не медведя - это точно

И эти кто-то не смогли донырнуть.

А потом попросил Сварог серую уточку. И серая уточка-селезень (! опять начинается ) с третьего раза донырнула, дно один раз ущипнула и принесла Сварогу в клюве щепоть земли.

И из той щепоти и сделал Сварог землю, а на ней - все остальное.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.05 22:17. Заголовок: Re: Мара


Историю эту рассказывают по-разному.
То ли Сварог просил уточку, а то ли кто другой...
А еще говорят, что это Чернобог оборотился уточкой, когда они вместе с Белобогом в Межмирье творили новый мир, сплетая вместе силы Прави и Нави...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.05 14:34. Заголовок: Re: Вечный студент


Говорят - очень многое.
Вечный вопрос: А в каком ряду считать будем?

Мне хотелось бы при всей свободе творческого подхода к мифам все-таки оставаться в границах главного принципа - Триглава.
Ты мне можешь сказать полный состав Триглава, в который входит эта дуалистическая пара - Белобог и Чернобог?


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.05 18:18. Заголовок: Re: Мара


Давно это было, не помню

А вообще...
Три мира - Триглав.
А пока было только два мира - откуда третьей стороне взяться?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.05 18:42. Заголовок: Re: Вечный студент


А вот не соглашусь.
Триглав - три сплетенных мира - это тайна бытия.
Мир - един, и троичен.

Ты посмотри на имена хотя бы.
Белобог, Чернобог.

Лично я склонна допустить, что эта парочка стоит отдельно, так же, как отдельно от более пестрого пантеона стоит Род с Рожаницами.
И что дуализм, пусть и взаимопроникающий - это поздняя трактовка, возможно, даже околохристианская. Как подзабыли Триглав, так и появились эти имена.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.05 16:39. Заголовок: Разреши не согласиться


Белобог и Чернобог имена достаточно поздние и , скорее всего, являються отражением более раннего мифа о Богах- близнецах, которые часто становились онтогонистами друг друга. Для примера можно взять хоть пару наших северных соседей Один-Локи, которые, по одной из версей легенды, являються братьями. Кстати, возможно именно они и выступают под этими именами, кто знает

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.05 21:19. Заголовок: Re: Вечный студент: опять я со своими баранами :))


Вечный студент пишет:
цитата
А пока было только два мира - откуда третьей стороне взяться?


В какой-то момент сотворения мира было только небо и Окиян-море. И Сварог (или кто другой ) творил землю, которой на тот момент еще не было. Но ведь еще раньше не было неба, а только Окиян-море...

Опять я со своими баранами-тараканами: не могу сказать, что в этот момент Творец сотворил Явь, сплетая вместе силы Нави и Прави.

Т.е. я бы не стала проводить четких параллелей между «небо и Окиян-море» и «Правь и Навь» и, как следствие, - между сотворенным миром и Явью. Здесь нечто сложнее.


X Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.05 20:45. Заголовок: Re: Вечный студент


Однозначно - поздний вариант:


...В начале веков было только небо да море. По морю плавал Бог в лодке и встретил густую пену, в которой лежал черт.
- Кто ты? - спросил его Господь.
- Возьми меня к себе в лодку, тогда скажу.
- Ну ступай.
- Я черт...
Поплыли они дальше молча.
Через некоторое время черт заговорил:
- Хорошо была бы твердая земля, было бы нам, где отдохнуть.
- Будет, только опустись на дно морское, набери там во имя мое горсть песку, принеси, а я из него сделаю землю...



Дальше по сюжету - черт ныряет, набирает песку в обе горсти во свое имя, но когда возвращается - не приносит ни песчинки. Ныряет второй раз, набирает две горсти песку во имя божее и приносит песку только за ногтями. Непростая задачка была.

Бог создает столько земли, чтобы им вдвоем уместиться. А после того, как земля сотворена, оба создателя отдыхают. Черт пытается бога столкнуть в море и утопить его, пока толкал - земля раздалась широко во все стороны. Потом бог встает и идет на небо. А черт, услышав, что ангелы славят бога, создает таких же помощников-чертей, обмывая лицо и руки водой и стряхивая ее. А потом ударил гром, и с великим дождем смыло чертей с неба. (Оттуда и поверье - вымытые руки надо вытереть, но не стряхивать с них воду: от этого черти плодятся.)


Такая вот легенда, только еще более поздняя. Так что про Белобога и Чернобога - «позднятина»...

X Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Чур




ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.06 10:35. Заголовок: вдруг


Прости, совершенно не в тему, искала про властителя вод, перечитывала...
silver пишет:

 цитата:
поверье - вымытые руки надо вытереть, но не стряхивать с них воду: от этого черти плодятся


Абсолютно верно! Когда первый раз плели эту ветку, я проглядела, не задержалась на этом. А ведь важно.
Вода смывает не только грязь, и стряхивать ее с рук - стряхивать вокруг остатки смываемой усталости, недуга, дурноты. Очевидно, что так засорять окружающий мир - неприлично. Грязная вода, вобрав нечисть, уходит потоком в землю, очищается. Впитавший воду с усталых рук рушник - будет отстиран в той же проточной воде. А вот разлетевшиеся капли - могут в водный очистительный поток не попасть, и если что на них осталось, то так и будет какое-то время болтаться в осколках недоли.
Конечно, когда человек находится в чистом месте, которое само все переделает потом, пережжет нехорошее - это не так критично. Но в относительно тесных условиях человеческого сосуществования в доме, в селище - это практически правило гигиены. Ну - в широком смысле

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.05 01:52. Заголовок: Re: Re: Космогония в славянской традиции


Мара пишет:
цитата
И эти кто-то не смогли донырнуть.

- Уточка! Из скандинавских...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.05 21:43. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


И вообще,

Однажды Род мылся в бане, обтирался ветошкой, да уронил ее. Посмотрел, улыбнулся, и сделал из той ветошки - человека.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.05 13:36. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


А когда земля уже была и все было на ней, подземный змей Цмок закручинился что живет в темноте и нет у него своей земли. И тогда Цмок из моря поднял себе кусок земли и обустроил ее по своему разумению. Земля Цмока была вся в ручьях и дрягвах, лесах и озерах. А посреди самой глубокой дрягвы, в самом центре своей земли построил Цмок себе палац. И стала та земля Цмокова и будет она пребывать, пока Цмок жив, так как он эту землю со дна моря вытащил и на нем она держится. И на своей земле Цмок хозяин, подземными реками он путешествует по ней и может появится в любом уголке. И вся вода на Цмоковой земле - Цмокова. Поэтому может вылезти Цмок хоть из кружки воды, если вода та из ручья набрана, что на Цмоковой земле.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.05 14:38. Заголовок: Re: Скоммарх


Хм... поскольку Цмок - подземным водам хозяин, то запросто вылезти может из пиалы в Самарканде, например.
Ну ведь может!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.05 14:41. Заголовок: Эх...


Не может...


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.05 16:17. Заголовок: Re: Эх...


Или звать его будут по другому.......

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.05 15:07. Заголовок: Re: Мара


Этот товарищ только из того водоема (или посудины) вылезти может, дно которого теряется в темноте. Если дно видно - не его епархия

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.05 17:20. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


Космогония - слово такое. Международное. Бить будут.

цитата
Учение о сотворении и происхождении вселенной. А также область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений.


Что-то по этим значениям - не получается. Слово - умное, а какое у нас учение, если все вместе, по полочкам не разложить? Гесиоду бы не понравилось, я думаю...

У нас не наука, а сплошные россказни. Ну да так тому и быть.

Человек живет - в Яви. В Навь - может зайти. А в Правь - нет. Живой - не может.
А миры эти вроде розно стоят, а друг в дружку перетекают.

Человек на земле стоит, по водам плавает, вот - и над землей летает.
А в Навь можно через лес пройти, или мимо камня какого, или еще как... не обязательно под землю лезть. Но под землей - Навь сильнее.
А в Прави - боги живут. А еще Правь - закон.

Вот потому и тайна Триглава - главная тайна нашей... космогонии, что ее понять можно, только учитывая все три мира одновременно.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.05 15:10. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


Правь и Навь, а между ними- Явь, как продукт взаимопроникновения двух начал.. Т.е. Явь- это как бы межмирье где один мир переходит в другой , зона п-н-перехода. Белобог и Чернобог , а между ними- человек. А вернее два. Мужчина и женщина. .

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.05 22:41. Заголовок: Re: Скоммарх


Как-то у тебя получается, что Явь - бесплатное приложение к Прави и Нави...

X Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.05 15:26. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


silver

Это ты так восприняла..из Яви можно уйти в навь? А в Правь? А из Нави в Правь? только через Явь. Явь-проявление. манифестация.. Явление!! Т.е Навь проявленная , Правь проявленная. И все проявленное!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.05 19:36. Заголовок: Re: Скоммарх


А кто написал про межмирье между мирами?

***

Слепые мудрецы заспорили, как выглядит слон.

Один, держась за хвост, сказал, что слон – это хлыст;
другой, потрогав ухо, произнес: слон – это опахало;
третий, ухватившись за хобот, проговорил: слон – это огромная змея;
четвертый, упершись в туловище, молвил: слон – это стена;
пятый, обхватив ногу, изрек: слон – это колонна и т.д.

Мудрецы долго спорили, что такое слон, но так и не смогли ничего доказать друг другу. Все они по-своему правильно указали на какие-то особенности отдельных частей сложной системы «слон», но если даже сложить все их представления вместе, слона не получится. Целое не равно простой сумме своих частей. Чтобы получить полное и правильное представление о слоне как целостной системе, нужно познать закономерности взаимодействия частей.

умная притча


***

То, что человеку не дано уйти, например, в Правь, совершенно не значит того, что Явь - всего лишь межмирье.
Мироздание-то - одно. Только смотреть на него можно с разных точек зрения. С одной стороны - Явь, с другой - Навь. С третьей - Правь.

Триглав у тебя двуглавый получается... Потому что, как ты говоришь, Явь - проявление Нави и Прави.

Почему у тебя Правь проявленная, а не Явь исправленная?

Понятно, что люди, естественно, воспринимают мироздание только с одной точки зрения. Но слон - это не хлыст.

X Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.05 12:55. Заголовок: Re: Re: Скоммарх


Пять слепых слонов решили узнать, что такой человек. Один потрогал ногой - и сказа ,что человек - это что-то маленькое и плоское. Другие потрогали и согласились.
Так что это с какой стороны посмотреть.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.05 20:01. Заголовок: вообще-то Рысь права ;-)


Триглав - это триединство миров. Для человека, в Яви находящемся, все и про-является (ой, прошу прощения, больше ни звука, похожего на кошмар всеясветной грамоты! )

Но это все треугольник равносторонний, а не слои в пироге

И из Нави в Правь можно попасть. И из Прави - в Навь. Но - не живому человеку. У него - пожалста, две дорожки есть.
Между прочим, в некоторых славянский «сказках странствий» герой спокойно попадает из-под земли на небо и обратно, не заходя по дороге в мир людей.
Это ж от качества «туриста» зависит

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.05 20:16. Заголовок: Re: Мара


Ну да, мы тут обсуждаем, кружево плетем. Вокруг да около ходим. А некоторые мировые тайны не стоит разгадывать
Потому что кто всё разгадает - прямиком в Правь пойдет...

X Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.05 13:33. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


silver
Ты уперлась в межмирье, а надо ширше смареть... Шо грят паралелльные источники?
Одно породило Два.
Два породило Третье.
У тя Триединство- три статичных мира. А дотумкать до того что третье может быть связующим? но от этого не менее равноправным? Третье - всегда ПРОЦЕСС.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.05 20:23. Заголовок: Re: Скоммарх


Скоммарх
Не хочу превратить вопросы космогонии в пререкания, но сказать - надо.

Ну с чего ты взял, что я считаю Триглав тремя статичными мирами? Аргументируй, пожалуйста, основываясь на моих собственных словах. Как я основываюсь - на твоих словах.

И я не уперлась в межмирье, а пытаюсь смотреть с разных сторон: хочешь - так, хочешь - сяк, хочешь - эдак. И думаю, что ты ловишь свой собственный хвост. Говоришь, что «третье (...Явь, не так ли?..) - связующее, но не менее равноправное»?

Хорошо: пусть Явь занимает почетное третье место. А кто - первое? Кто - второе? И - почему такая расстановка?
Ты приписываешь эти самые «номера», уже лишая Явь, Навь и Правь равнозначности, пытаясь классифицировать мироздание. Кто Одно породило Два? Ответь хоть на один мой вопрос: я пытаюсь понять тебя...

А третье - всегда КОМПОТ!

X Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.05 19:15. Заголовок: Re: Космогония в славянской традиции


Давайте дальше...
Есть три мира - и Мировое древо, которое их связывает. Говорят, что по нему можно и в Навь спуститься - и взобраться на небо.
Своими ветвями дерево небеса поддерживает (а, кстати, сколько их, этих небес). На ветвях свили гнезда птицы волшебные...
Все деревья в мире - это только отражение Мирового древа.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.05 21:44. Заголовок: Re: Вечный студент


А еще у Мирового древа есть такая особенность: вниз ветвями, вверх корнями, встречается в заговорах.
Например: «Стоит осина посреди трясины вниз ветвями, вверх корнями...», «На море-океане, на острове Кургане стоит дуб-карнолист, вниз ветвями, вверх корнями...», «На море-окияне, на острове Буяне стоит белая береза - вниз ветвями, вверх корнями, на той березе сидит красная девица, швея-мастерица»... (кстати :)

Не нашенское, в общем, дерево получается.

X Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.05 23:02. Заголовок: Re: silver


Вверх корнями классно ёлка смотрится. На олонецких рушниках есть.

Дуб, береза, осина, ель... Какой оно еще породы бывает? Ясень - у соседей!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 75 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 111
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет